суббота, 19 сентября 2015 г.

Раскрытие некоторых вопросов, связанных с учётом основных средств компании


Продемонстрируйте, что у вас имеется главное средство, складывающееся из обособленных частей. Ну, к примеру, АРМ (автоматизированное рабочее место), складывающееся из компьютера и комбайна («3 в одном» - принтер, копир и сканер). Либо трансформатор на фундаменте. Либо инженерные сети в здании. Либо лифтовое оборудование. Как видите, похожий случай уникальностью не является… В случае если у вас такое главное средство имеется, то в учёте может появиться потребность принимать в расчет его по частям.
Так, во всяком случае, написано в абзаце 2 пункта 6 разделения I ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» - «В случае присутствия у одного предмета нескольких частей, периоды нужного применения коих значительно отличаются, всякая такая часть учитывается как независимый инвентарный предмет».
Обратите всеобщее пристальное внимание, мы не видим в данном пункте слов-сигналов – «могут» либо «есть в праве» - применяемых для акцентирования внимания на данные из нормативно правовых актов моментов, которую нужно непременно раскрыть в учётной политике. Это так, но имеется иное серьёзное слово – «существенность». Это указывает, что не каждые предметы основных средств необходимо «раздраконивать» на составные части, а лишь те, у коих периоды нужного применения будут различаться от периода нужного применения основного предмета, при этом не просто так, а «существенно».
О определении существенности было сказано уже неоднократно, и не два. Равно как да и то, что на вопрос о том, информация о каких учётных предметах и операциях для компании значительна, а какая нет, может решить лишь одна компания. Лишь она в праве установить (и отметить в учётной политике), в каком случае она будет должна новости раздельный учёт обособленных частей одного основного средства, а в каком – нет. Всё будет зависеть от того, что будет считаться «значительным».
Какие вероятны варианты? К примеру, такие:
  • Критерий существенности в виде процента либо коэффициента. Любого. Какого захочется. В пределах толкового, очевидно (запрещено же, например, признать «несущественной» отличие между периодами нужного применения более 50%);
  • Обстоятельство принадлежности всего предмета и его составных частей к различным амортизационным группам (в случае выбора в качестве инструмента определения периодов нужного применения «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»). Тут всё предельно просто – даже и растолковывать нечего. Напомним, что под раздельный учёт при выборе данного критерия попадут, например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании. К примеру, соответственно «Классификации», простые и специализированные грузовые и пассажирские лифты относятся к третьей амортизационной группе (период нужного применения - от 3 до 5 лет включительно), а здание, к которому может быть пристроена лифтовая шахта, исходя из его типа относится к восьмой - десятой амортизационным группам (период нужного применения более 20 лет).
  • каких-то личный обоснованный критерий выделения. Тут полная свобода творчества и фантазии. Лишь тем не менее обузданной и чем-то объяснимой. Что именуется, не от балды. Возможно взять за базу общий критерий существенности, вычисленный для расшифровки отчётных данных. Возможно что-то ещё. Пожалуйста, ограничений нет.
Следующий момент, интересующий нас, касается объектов недвижимости, которые уже реализованы, но права на которые ещё не перешли к новому обладателю. Каким образом это? Сейчас растолкую. Соответственно пункту 1 статьи 551 ГК России переход права собственности к приобретателю на недвижимую собственность согласно соглашению продажа- подлежит госрегистрации. Наряду с этим сам контракт продажа- обособленной госрегистрации не подлежит. Следовательно, и право собственности на недвижимое имущество у приобретателя кроме того появляется с момента госрегистрации этого права (соответственно пункту 1 статьи 131 и пункту 2 статьи 223 ГК России).
Запомнили этот момент? Отправимся дальше. Недвижимость выбывает из состава объектов основных средств в момент визирования акта приёмки-передачи (соответственно пункту 29 разделения V ПБУ 6/01). А вот доходы и затраты от продажи будут считаться на дату передачи собственности к приобретателю (другими словами на дату госрегистрации передачи собственности ) (соответственно пункту 31 разделения V ПБУ 6/01, абзацу 6 пункта 7 разделения III, подпункту «г» пункта 12 и пункту 16 разделения IV ПБУ 9/99 «Доходы компании», пункту 11 разделения III и пункту 19 разделения IV ПБУ 10/99 «Затраты компании», и вдобавок пункту 76 разделения VI «Методических указаний по бухучёту основных средств», утверждённых Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н). Другими словами получается, что предмет уже не ваш, но списать с баланса его ещё запрещено.
Обстановка, но. Как же принимать в расчет такое имущество? Невероятно, но в этом случае вероятен выбор. Целых 3. Все предложения вариантов озвучены Министерством финансов РФ. В трёх различных документах. По одному нормативно правовому документу из вариантов. Познакомимся?
Вариант 1-й, «не вызывающий сомнений». Просто и без изысков открываем «Инструкцию по употреблению Замысла счетов бухучёта денежно-бизнес активности компаний», утверждённую Приказом Министерства финансов от 31.10.2000 № 94н, находим статью, посвящённую учёту основных средств, читаем – «Для учёта выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи бесплатно и др.) к счёту 01 «Основные средства» может раскрываться субсчёт «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчёта переносится цена выбывающего предмета, а в долг - сумма накопленной амортизации. По завершении процессы выбытия остаточная цена предмета списывается со счёта 01 «Основные средства» на счёт 91 «Иные доходы и затраты»». Простенько и со вкусом. И в полном соотношении с логикой. Раз главное средство ещё не перешло в собственность от вас к чужому дяде, то оно так же, как и прежде будет учитываться как главное средство. Ну, действительно, легко обособленно, но в баланс всё равняется попадёт поэтому в этом качестве.
Вариант 2-й, «Необычный». Этот вариант свыше старый, чем тот, который был приведён выше. На этот раз предлагается принимать в расчет «недосписанную недвижимость» на балансовом счёте 97 «Затраты грядущих сроков». Где об этом произнесено? Удивитесь – в ПБУ 10/99, в пункте 19 разделения IV. Ну, не прямым текстом произнесено, очевидно. В первую очередь, это ПБУ было принято ещё до издания Приказа Министерства финансов № 91н, утвердившего новый Замысел счетов. А, во-вторых, в ПБУ просто не принято показывать номера балансовых счетов. Но и без этого возможно легко додуматься, что под фразой «затраты будут считаться с учётом связи между произведенными затратами и поступлениями» подразумевается не проговариваемое вслух одобрение – кое-какие затраты могут периодически где-то «зависать». Балансовый счёт 97 – самое подходящее место для такого «зависания». Расходы-то уже имеется, но признать их пока запрещено…
Вариант увлекателен сам по себе, но вряд ли применим сейчас, когда вот уже пару лет и Министр финаннсов, и многие эксперты-специалисты практически объявили войну несчастному счёту 97. Приказом от 24.12.2010 № 186н Министр финаннсов значительно подрезал понимание затрат грядущих сроков в «Положении по ведению бухучёта и бухгалтерской отчётности в РФ» (Приказ Министерства финансов от 29.07.1998 № 34н). А консультанты на базе того, что из указанного Положения определение «затраты грядущих сроков» фактически провалилось сквозь землю (оно осталось лишь в заголовке одного из подразделов в разделении III), вовсю рекомендуют бухгалтерам не связываться с подозрительным и не внушающим доверие 97-м счётом… В свете сказанного выше, очень сильно сомневаюсь, чтобы кто-то предпочёл этот балансовый счёт для отражения ещё не списанной с баланса недвижимой собственности.
Вариант 3-й, «Свеженький». Самый свеженький. Предлагающий принимать в расчет

Комментариев нет:

Отправить комментарий